Libb.ru → Красное дерево
Понятие «красного дерева» появилось в Европе в эпоху Великих географических открытий, и имело тогда, как часто бывает в истории, совсем другое название «черное дерево». Европейцам, привыкшим к своим традиционным породам, таким как бук, клен, ясень, дуб, вишня, имеющим своеобразную текстуру и оттеночную гамму, но не обладающими столь ярким и оригинальным цветом, очень понравилась колониальная древесина, обладающая невероятно разнообразной цветовой гаммой от темно-шоколадной до светло-оранжевой.
Моду на мебель из «черного дерева» ввел Людовик ХIY, который очень полюбил палисандр. С тех пор палисандром стали называть абсолютно разные породы экваториальных деревьев темного цвета, но неизменно ценили их за невероятную плотность, твердость и неповторимую красоту текстуры.
Особый расцвет красного дерева и изделий из него Викторианская эпоха. Как ни удивительно, именно англичане, беспощадные завоеватели и колонизаторы, сумели не только бережно сохранить, но и развить и преумножить традиции обработки экваториальной древесины и создали неповторимые образцы мебели и изделий из дерева. Именно Англии, с ее пасмурными и чопорными интерьерами, мы обязаны возникновением целого стиля, названного «колониальным» стиля светлого, эклектичного и полного жизнеутверждающей энергетики. Видимо, все-таки, сама природа создает людей и растения, живущих рядом, похожими друг на друга, африканец познает мир не столько логически, как европеец, сколько эмоционально -интуитивно, вся африканская культура буквально напоена ритмом.
В Россию различные породы экзотической древесины изначально попадали из Европы и получили у нас название «красное дерево». С тех пор мода на различную древесину менялась неоднократно, но до сегодняшнего дня ни один дворцовый или аристократический интерьер невозможно представить без художественного паркета, состоящего как минимум из пяти- шести пород, мебели и предметов интерьера, выполненных из различных пород красного дерева. Однако, русские художники, архитекторы и декораторы на рубеже ХIХ и ХХ веков заставили
Весь европейский авангард очень многое взял от африканского искусства. Овалы лиц на портретах Модильяни, ломаные пропорции тел раннего Пикассо это практически повторение африканских традиций, попытка зафиксировать внутренний ритм, текучий как само время. Петров-Водкин несколько лет провел в Африке, изучая африканское искусство. Модерн, эклектика, псевдо мавританский стиль образцы великолепного использования экзотической древесины, ее своеобразной пластичности, оригинальности рисунка и текстуры.
Чем же так замечательна африканское дерево, что на протяжении стольких веков она признавалась и признается королевой древесины.
Одна из замечательных особенностей африканской древесины
это ее возраст. Дело в том, что климатические условия Экваториальной Африки позволяют дереву жить очень долго, и за то время пока дерево растет, у него формируется ствол очень большой высоты и ширины. Известно много видов пород у которых в процессе роста корни начинают расти над землей и даже цепляться за чужие и собственные ветви. Это позволяет использовать в производстве большую часть ствола корабельный лес ценился во все времена во всех странах, а теперь попробуйте представить себе корабельную сосну с шириной ствола 1,5 2 метра.
Практически неизменный климат, постоянные температурно-влажностные характеристики экватора, определенные свойства почв создали древесину, которая успешно спорит по многим своим свойствам с камнем и металлами (так, например, такое дерево как бокаут единственный в мире материал, из которого делаются детали подшипников для атомных реакторов, поскольку металл не справляется со столь высокими нагрузками). Кроме того, маятниковые колебания Земли в зоне экватора создают единственную в природе структуру волокон, так называемую свилеватость, которая отличает экваториальные деревья от всех остальных на планете. Кстати, именно это свойство структуры древесины и объединяет группу «красных» деревьев, а вовсе не цвет, как можно было бы подумать. Оттеночная гамма у «красного» дерева невероятно широка от абсолютно белого (самба), до абсолютно черного (эбен).
Кроме небывалого разнообразия оттенков и цветов, удивительной и неповторимой структуры, африканские деревья обладают целым рядом физических, механических, биологических и химических свойств, которыми не может похвастаться ни одна древесина мира. Вот лишь некоторые области применения африканских пород деревьев.
Судостроение. Применяемая при постройке деревянных судов древесина изначально должна обладать стойкостью к агрессивным средам, быть не подвержена гниению, а поскольку современные яхты и катера во многом являются предметом роскоши еще и красиво и эффектно выглядеть. Афрормозия, падук, ироко, махогон сапеле вот лишь самые популярные породы, используемые при устройстве палуб, обшивки и надпалубных сооружений. Плотность этих древесин, определенные способы сушки и внутриклеточное строение обеспечивает длительный срок службы при непосредственном контакте с соленой морской водой и гарантирует от загнивания, разрушения древоточцами (корабельными червями), заплесневения и изменения цветовых характеристик.
Те же породы, в соответствии с их характеристиками с успехом используются при сооружении пирсов и причалов, однако стоит отметить еще одну породу азобе. Эта древесина имеет такую плотность, что тонет в воде, что роднит ее со знаменитым эбеновым деревом оно же черное дерево, однако значительно дешевле и легче в обработке. Из азобе делаются гидротехнические сооружения как надводные, так и подводные, в том числе свайные конструкции. Естественно, что подобные строения подвергаются многократным испытаниям и сертификациям, и можно с уверенностью говорить, опираясь на мнение многих экспертов, что конструкции из африканской древесины имеют эксплутационные свойства, в разы превосходящие свойства металла и камня.
Есть у азобе и еще одна область применения шпалы. Трамваи в Майами и Женеве, метро в Милане, система высокоскоростных железнодорожных магистралей TGV во Франции с успехом используют шпалы из азобе не один десяток лет. Дело в том, что высокая прочность древесины дает гарантированный минимальный срок службы не менее 50 лет, вязкая структура позволяет повысить безопасность эксплуатации у азобе, в отличие от железобетонных шпал отсутствует мгновенное разрушение, при этом они, в отличие от прочих деревянных шпал, не требуют дополнительной обработки различными вредными химическими веществами (например креозотом), а демфирующий эффект снижает износ рельсов и ходовой части подвижного состава
В конце
Так же вошли в моду террасные конструкции из ироко и сапеле. Любые горизонтальные покрытия, открытые дождям, ветрам и снегу будь то терраса или балкон, принято застилать деревом. Вслед за этим стали популярны практически любые элементы садовой архитектуры беседки, перголы, решетки и т. д. стали делать из пород, не подверженных гниению, разрушению в силу природных воздействий. Эти свойства оказались также незаменимы при сооружении частей деревянных конструкций, расположенных непосредственно у земли нижние венцы срубов, обвязки парников и теплиц и т. п. Сочетание различных пород в подобных конструкциях не сильно удорожает стоимость строительства, но значительно увеличивает срок эксплуатации сооружения.
Уже упоминавшееся стремление к естественности и экологичности материалов, формирующих жилую среду человека, породило тенденцию к максимальному использованию натуральной древесины в современном интерьере. Однако, в силу целого ряда физических и механических свойств древесины стили, в которых могла бы использоваться только натуральная древесина, были весьма ограничены. И тут на помощь европейским мебельщикам снова пришла африканская экваториальная древесина самба и вава.
Эти деревья, практически родственные, произрастающие в основном в Камеруне, Нигерии и на Береге Слоновой Кости, достигающие в высоту 45 метров при и диаметре ствола 1.5 метра обладают формоустойчивой, прочной древесиной, ровной текстурой от кремово-белого до бледно-желтого цвета. Эта древесина прекрасно переносит любые превратности европейской погоды от севера до юга, великолепно декорируется, и в отличие от многих африканских пород, замечательно обрабатывается. Кроме того, эта древесина очень легкая, что позволило использовать ее во многих мебельных изделий.
Родная сестра этих пород абаши давно и широко известно и в России и в Европе. Дело в том, что абаши обладает очень низкой теплопроводностью, поэтому ее уже с середины ХХ века с успехом используют при изготовлении саун полки, ограждения, полы и вагонка из абаши при температуре окружающей среды более 100 градусов по Цельсию держат собственную температуру не более 35 градусов. (Кстати, в строительстве элитных саун в последнее время, в моду входят и другие "красные«породы макоре, меранти, сапеле). Однако, вернемся к мебели. В конце ХХ столетия перед европейскими мебельщиками встала серьезная проблема потребители больше не хотели жить в интерьерах, содержащих фромальдегидные смолы, а традиционные породы не позволяли изготавливать изделия из древесины в таких стилях как, например, хай-тек или модерн. Дело в том, что мебельный деревянный фасад традиционно изготавливался с применением филенчатой конструкции. Древесина дерева самба практически не обладает внутренним напряжением, что позволило отказаться от использования филенки и обвязки при изготовлении мебельного фасада. Кроме того физические характеристики этой древесины гарантируют такую конструкцию от корабления или растрескивания того, что обычно пугает потребителя при приобретении изделий из натурального дерева. Такая мебель необходима людям с аллергическими реакциями и детям. Кроме того, в изделиях из этой древесины не выживают такие вечные враги одежды из натуральных материалов, как моль и домашние муравьи. Самба великолепно тонируется в любые цвета и оттенки, что позволяет ее сочетать с любыми натуральными материалами стеклом, металлом, камнем. Очевидно революционным стало использование этой древесины при изготовлении шкафов-купе ни одна другая из традиционных древесин не позволила бы изготовить несущие деревянные двери высотой более 2 метров, легкие, прочные и красивые.
Пример с самбой лишь частный случай открытия свойств экваториальной африканской древесины в конце ХХ века. Мода на Африку это не только поветрие, это попытка европейцев пойти по пути единения с природой, вернуться к истокам.
Области применения африканской древесины в современном дизайне очень широки и определяются грамотным подходом производителей к знанию и умению использовать исключительные свойства различных пород. Практически любая мебель, лестницы, массивная паркетная доска, стеновые панели, колонны, капители, потолочные конструкции любой интерьер может быть украшен изделиями из африканских пород.
Необходимо сделать еще одно замечание существует стойкое заблуждение у российского покупателя, что изделия из красного дерева, это обязательно изыскано и очень дорого. В этом утверждении верна только первая половина фразы, так как уже сегодня на складах компаний, торгующих африканской древесиной в России можно насчитать не менее 10 15 пород, которые либо равны по стоимости, либо соотносимы с такими, традиционно российскими породами, как дуб, бук или вишня.