Libb.ru → Самый дорогой предмет мебели в мире

Объявление акционерного дома Кристи о выставлении на торги кабинетного бюро «Бадминтон» 9 декабря 2004.

«Новое появление кабинетного бюро „Бадминтон“ на аукционе Кристи весьма воодушевляет», — заявил Чарльз Кейтор, глава мебельного подразделения акционерного дома Кристи и председатель Кристи в Великобритании. — «Это очень известный и уникальный образец прикладного искусства, снискавший восхищение и любовь, и повторно оказанное нам доверие по его продаже является для нас большой честью».

Сделанный из чёрного дерева, позолоченной бронзы и инкрустаций в технике «пьетра дура» (pietra dura*), кабинетное бюро «Бадминтон» было заказано Генри Сомресетом, третьим герцогом Бофорским (Henry Somerset, 3 rd Duke of Beaufort), в мастерских Великого герцога Тосканского (Opificio delle pietre dure) во Флоренции в 1726 году. Работы проводились под общим руководством мастеров семьи Фоджини (Foggini). Непревзойдённое по своему богатству и роскоши, кабинетное бюро «Бадминтон» свидетельствует об одарённости молодого герцога Бофорского. Ему было всего девятнадцать лет в момент заказа, так что ему удалось совершить один из самых значительных актов меценатства в XVIII столетии даже ещё до своего совершеннолетия. Заказанный им предмет скорее даже может рассматриваться как архитектурный монумент, а не как предмет мебели. Он сочетает в себе архитектуру, скульптуру и живопись в технике «пьетра дура», что в совокупности создаёт неповторимый шедевр.

«Побившая рекорды продажа кабинетного бюро „Бадминтон“ на аукционе 5 июля 1990 года привнесла особую магию в мир искусства, сходную с сенсацией, вызванной продажей „подсолнухов“ Ван Гога тремя годами раньше. Это, наверное, один из самых, если не самый впечатляющий момент за все мои тридцать лет в Кристи» — продолжает Чарльз Кейтор.

Замечательный результат, когда бюро было продано доверенными лицами семьи герцогов Бофор в Коллекцию Барбары Пьясека Джонсон за 15 178 020 долларов, явился рекордной аукционной ценой за предмет мебели и прикладного искусства. Рекорд продержался до новой продажи кабинетного бюро на аукционе Кристи в декабре 2004 года.

* пьетра дура (pietra dura) — техника инкрустации, обычно связываемая с мастерскими во Флоренции в Италии, состоящая в использовании декоративного камня для украшения мебели, а именно — камей, ваз, панелей с различными камнями, как малахит, лазурит и яшма.

Князь Лихтенштейна купил старинное бюро почти за 37 миллионов долларов 11 декабря 2004 года.

Ганс-Адам II, князь Лихтенштейна, приобрел кабинетное бюро «Бадминтон» за рекордные 19,045,250 фунтов стерлингов (36,8 миллиона долларов) в Лондоне, 9 декабря 2006 года на аукционе Кристи. Бюро будет выставлено в музее Лихтенштейна в Вене начиная с весны 2005 года.

Названное так в честь резиденции герцогов Бофорских, поместья Бадминтон в Глостершире, кабинетное бюро «Бадминтон» было заказано третьим герцогом Бофорским в 19-летнем возрасте во время его «Большого тура» («the Grand Tour» — поездка по Франции и Италии, без которой образование английского джентльмена той эпохи считалось неполным), и находилось в резиденции герцогов до своей первой продажи на аукционе Кристи в 1990 году (название игры в бадминтон также происходит от названия этого поместья).

Мастерские Великого герцога Тосканского во Флоренции работали над этим бюро до 1732 года. Считается, что свыше 30 мастеров работали в великогерцогской «Галерея дей Лавори» (Galeria dei Lavori). Они трудились над выполненным из чёрного дерева и позолоченной бронзы и инкрустированном бюро, которое явилось вершиной их мастерства. С богато позолоченным гербом Бофоров на верху, бюро содержит 10 сделанных из кедра ящиков, инкрустированных изображениями птиц, цветов и листвы, и украшено панелями из аметиста, кварца, рельефными полосами из лазурита, красной и зеленой сицилийской яшмы, гирляндами цветов из позолоченной бронзы и халцедоновой львиной маской. По четырем углам возвышаются четыре фигуры, символизирующие времена года. Высота бюро 3,8 метра, а ширина — 2,28 метра.

Однако история, связанная с покупкой этого бюро, также представляет интерес. Йоган Крефтнер, руководящий коллекциями Музея Лихтенштейна, приобрёл высокоценный экспонат на аукционе Кристи лично, после долгого и упорного торга с неустановленным клиентом, действовавшем по телефону через специалиста Орландо Рока.

Доктор Крефтнер предполагает, что его оппонентом в этом торге был нью-йоркский музей Метрополитен.

В момент начала торгов было очевидно, что доктор Крефтнер располагает значительным бюдетом. Два покупателя отпали после того, как на ранней стадии была достигнута цена в 8 миллионов фунтов стерлингов. Начиная с этой суммы клиент мистера Рока медлил на каждом увеличении цены, в то время как доктор Крефтнер уверенно продолжал, в какоё-то момент времени перескочив с 11 с половиной до 14 миллионов фунтов стерлингов.

По завершении торгов он сказал, что бюро было куплено на личные деньги князя.

«У этого бюро удивительная история и оно в прекрасном состоянии, являясь наиболее впечатляющим образцом мебели с использованием техники „пьетра дуро“ в мире» — сказал доктор Крефтнер. — «В музее уже имеется коллекция предметов с использованием этой техники, и мы хотим создать комнату вокруг этого бюро».

«Хотя мне и жаль, что этот предмет покидает Британию, он прекрасно будет представлять нашу страну в Вене», — сказал Ланто Синдж оф Маллетс, дилер мебели 18 века в Лондоне.

Музей Лихтенштейна открыт в недавно отреставрированном Садовом Дворце Лихтенштейнов в Вене, согласно соглашению, достигнутому между князем Гансом?Адамом II и австрийским правительством.