Libb.ru → Увеличение добавочной стоимости во французском импорте тропической древесины

Франция открыта для новых видов древесины из тропиков. Но производителям надо организоваться.

Французский рынок дерева способен менять свои вкусы. На промежутке времени, меньшем, чем одно поколение, на нём сменилось шесть «первых номеров» среди тропической древесины для мебели и столярных работ: африканское сипо, филиппинский лауан, малайско-индонезийское тёмно-красное меранти, малайская белая серайя, бразильская курипикса и, на сегодняшний день, бразильское тауари.

Рынок открыт для новых видов и продуктов — включая так называемые малоизвестные тропические виды — но при наличии некоторых условий. Наиболее важные из них — регулярность и объём поставок, качество товара, специфические свойства и внешний вид, а также конкурентная цена по отношению к ближайшим аналогам.

Ясно, что французский рынок важен для поставщиков тропической древесины, и, если его правильно развивать, способен стать ещё более важным. Но он не будет развивать сам себя: поставщики, которые хотят продавать свои малоизвестные виды, должны проделать определённую работу.

Признавая всё это, в середине 2005 года ITTO начало исследование французского рынка древесины. Соответствующий доклад был написан авторами данной статьи и представлен Международному Совету по Тропической Древесине International Tropical Timber Council) в ноябре 2005. Данная статья основана на этом докладе. В ней даётся краткий обзор рынка и представлен ряд рекомендаций, с помощью которых ITTO и поставщики могут сохранять и увеличивать долю тропических пород на французском рынке древесины.

Французский рынок

Строительство новых домов и ремонт старых являются основными двигателями спроса на строительные материалы, в том числе дерево, и Франция может похвастаться самым высоким уровнем строительства домов за более чем двадцатилетний период. Разрешений на новое строительство, выданных за первые семь месяцев 2005, было на 13% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Исторически минимальные ставки по ипотеке помогают поддерживать спрос на новое жильё и в то же время поощряют сектор ремонта жилья.

Такой повышенный спрос не в последнюю очередь благоприятен и для рынка тропической древесины, но у неё есть конкуренты. Импорт хвойных пород из Северной Европы идёт весьма успешно: основные поставщики из этих стран имеют свои терминалы во французских портах, а также системы складирования, маркетинга и дистрибуции, что позволяет им наращивать свою долю рынка во всех прибыльных сегментах.

Тенденции в торговле тропической древесиной

Импорт пиломатериалов возрос по кубатуре на 50% между 1973 и 2003 годами, импорт шпона — в основном тропических пород — почти удвоился, и импорт фанеры тоже возрос, хотя и не очень сильно. Импорт тропических пиломатериалов также слегка возрос, в то время как импорт круглого леса из тропиков уменьшился на 80%.

По кубатуре рыночная доля тропической древесины снизилась в течение указанного периода, в то время как доступность традиционно известных тропических пород уменьшилась. В снижении также сыграл роль общий значительный рост цен на тропическую древесину, в то время как цены на северный лес в последнее десятилетие снизились.

В ценовых показателях, однако, страны, экспортирующие тропическую древесину, особенно с учётом в этой категории Китая (который экспортировал значительный объём тропической древесины в этот период), в целом показали нечто лучшее, чем простое сохранение своей доли на рынке в течение тридцати лет с 1973 по 2003. Импорт из тропических стран мебели и других продуктов из дерева более чем компенсировал уменьшение импорта круглого леса. Мебель, в производстве которой использовалось тропическое дерево, импортируется во Францию в объёме около 500 миллионов долларов ежегодно.

Стоимость перевозки — самая значительная сама по себе из всех составляющих цены для многих продуктов из дерева — драматически выросла в последние несколько лет. В некоторых случаях, международные ставки фрахта удвоились. Это сказалось на способности лесоперерабатывающей промышленности тропических стран производить более высокотехнологичные продукты и на её заинтересованности в этом: гораздо более эффективно с экономической точки зрения перевозить один кубометр профилей, чем три кубометра круглого леса.

Французская лесная и лесоперерабатывающая промышленность

Французские леса в хозяйственной разработке выросли по площади за последние 150 лет с 8 до 16 миллионов гектаров. Объём строевого леса оценивается в два миллиарда кубометров, из которых 60% приходится на лиственные породы и 40% — на хвойные. Общий годовой прирост составляет 90 миллионов кубометров, из которых только 2/3 заготавливается. Таким образом, количество строевого леса во Франции продолжает возрастать.

Несмотря на кажущееся изобилие местного лесоматериала, многие сектора французской лесной промышленности и зависящих от ней отраслей испытывают серьёзные проблемы с прибыльностью. Фабрики закрываются и примерно одна треть профильных рабочих мест потеряна. Баланс в торговле древесиной и изделиями из ней серьёзно ухудшился: импорт (всех пород) растёт, экспорт снижается, и годовой дефицит достиг абсолютного рекорда в 3,4 миллиарда евро, из них 1 миллиард относится на счёт импорта мебели, и 1 миллиард — на импорт пиломатериалов и заготовок.

Подобные тенденции наблюдаются и в других западноевропейских странах с высоким уровнем издержек. Франция экспортирует высококачественные дубовые брёвна в Китай и импортирует то же самое дерево в виде готовой мебели. Поставщикам тропической древесины также извлекают свою выгоду из сложившейся ситуации, увеличивая продажи товаров с высокой добавленной стоимостью.

Франция — единственная из европейских стран, в которой сохранилось в значительных масштабах производство фанеры на основе тропических пород. Эта ситуация, однако, меняется, так как французские производители фанеры переносят производство шпона в Африку (в основном в Габон). В настоящее время импорт шпона во Францию возрастает быстрыми темпами, в то время как импорт фанеры растёт слабо. Французский стандарт CTBX (Centre Technique de Bois Exterior Grade), необходимый к соблюдению для всей конструкционной фанеры, представляет собой внепошлинный барьер для импорта.

Конечное использование тропической древесины

Основная масса тропической древесины, импортируемой во Францию, используется для строительства и ремонта жилья. Столярные изделия составляют примерно 80% конечных применений, а оставшиеся 20% приходятся на профили, паркет, декинг, ряд продуктов для судостроения и др.

Охрана окружающей среды

До недавних лет обеспокоенность широкой публики проблемами окружающей среды была ниже во Франции и в латиноязычных странах, чем в северной Европе. Но в настоящее время неправительственные организации проявляют во Франции большую активность.

Правительство издало закон, устанавливающий основные правила для поставщиков лесоматериалов. Целью является постепенное увеличение доли лесоматериалов от поставщиков, которые окажутся способны продемонстрировать законность их происхождения и приверженность принципам устойчивого лесоводства, до минимума в 50% в 2007 году и 100% к 2010 году. Закон относится ко всем лесоматериалам изо всех источников.

Франция также участвует в программе Европейского Союза по лесному законодательству, лесоводству и торговле лесом, в частности, как её координатор для стран в бассейне Конго.

Для лесопромышленности и лесоторговли предпочтительней, если система сертификации лесов не окажется монополизированной в одной-единственной организации. Некоторые поддерживают Программу по поддержке схем сертификации лесов (Program for the Endorsement of Forest Certification Scheme), а некоторые — Совет по распоряжению лесами (Forest Stewardship Council), но существует общее согласие в том, что должно быть позволено осуществляться нескольким схемам. Действительно, сообщество лесопромышленников и лесоторговцев единодушно призывает к скорейшему взаимному признанию всех различных схем.

Продвижение

Национальный комитет по развитию лесов (Comité National du Développement de Bois — CNDB) работает в сотрудничестве с торговыми и промышленными компаниями для продвижения дерева. Кампания «Я люблю дерево» (J’aime le bois) продолжалась десятилетие. Её сменила сначала кампания «Дерево — вперёд!» (Le bois avance), а затем — кампания «Дерево — это важно» (Le bois — c’est essentiel). Телевизионная реклама на популярных каналах, реклам в популярных журналах, плакаты — всё напоминает публике, что использование дерева является экологически безопасным и что дерево — это один из немногих возобновимых строительных материалов. Вся лесная отрасль получает выгоду от этих кампаний.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность

Многие члены ITTO, работающие с тропической древесиной, борются с ограничениями, которые не оказывают такого эффекта на аналогичные компании, работающие с хвойными и лиственными породами умеренной зоны. Это и расстояние от производителя до потребителя, и высокая стоимость перевозки, климатические и другие факторы, влияющие на логистику, отсутствие прозрачности и инвестиций, трудность и дороговизна сертификации.

К счастью, неотъемлемые естественные характеристики популярных тропических видов превосходно подходят для целого ряда готовых продуктов, таких как паркет, столярные изделия, декинг и другие варианты использования под открытым небом. Многие тропические породы обладают привлекательными свойствами высоким экспортным качеством. Долговечность, стабильность, износостойкость и красота тропической древесины превосходят большинство конкурирующих пород и многие материалы-заменители дерева.

Возможности для тропической древесины

В связи со всем вышеизложенным, что могут предпринять поставщики тропической древесины, чтобы в полной мере использовать возможности, предоставляемые успешным развитием французской экономики? Мы составили ряд рекомендаций, которые могут быть полезными для торговых и промышленных ассоциаций, особо подчеркнув четыре основных момента и рекомендации для малоизвестных видов.

  1. Участвуйте в работе по созданию более простой и ясной номенклатуры: это поможет, среди прочего, получить более легкий доступ на рынок фанеры.
  2. Следуйте стандартам: производители должны стремиться соответствовать всем требованиям, предъявляемым к импортируемым лесоматериалам. Таких в Европейском Союзе насчитывается несколько.
  3. Не пренебрегайте никакими требованиями по охране окружающей среды и стремитесь к сертификации.
  4. Старайтесь поставлять готовые продукты и заготовки: мебель из дерева является самым значительным по стоимости предметом импорта из тропической древесины, а роль различных заготовок постоянно возрастает. Снижение издержек на транспортировку (на единицу цены) — это только одно из преимуществ углублённой переработки древесины на экспорт.

Популярные виды

Каждая из тропических пород, получившая известность на французском рынке, обязана популярностью своим уникальным техническим и эстетическим свойствам. Поставщики должны в полной мере использовать уникальность этих преимуществ в своих маркетинговых усилиях.

Рекомендации: используйте каждую породу для тех целей и тех готовых изделий, в которых самые ценимые свойства этой породы применяются наилучшим образом. Слушайте рынок и предоставляйте продукты того качества, которое удовлетворяет реальные потребности клиента. Это верно для любого товара: круглого леса, пиломатериалов, шпона, фанеры, столярных изделий, профилей, паркета, декингов, мебели и других изделий из переработанного дерева.

Малоизвестные породы

В большинстве случаев малоизвестные породы просто менее популярны или же, во вторую очередь, имеют некоторые проблемы с обработкой, сушкой, стабильностью размеров, отделкой, стойкостью, внешним видом и т. п. На эти виды, как правило, низкие отпускные цены, когда их продают на мировом рынке как круглый лес или продукты первичной переработки (т. е. пиломатериалы или шпон). Они конкурируют (часто неудачно) с множеством других пород из тропической и умеренной зон, а также с другими строительными и декоративными материалами.

С ростом цен на энергоносители транспортные расходы начинают съедать всё большую часть цены. Производители сталкиваются для таких пород с очень низкой прибыльностью на выходе с лесопромышленной базы или лесопилки.

Другие малоизвестные виды непопулярны, потому что доступные объёмы низки. Это нередко создаёт проблемы для производителя в стране заготовки: объём заготовленных брёвен недостаточен, чтобы перерабатывать их на лесопилке, трудно обеспечить правильную сушку, и для изготовления профилей объём тоже слишком мал.

Тем не менее, некоторые малоизвестные виды могут быть с выгодой использованы для производства фанеры, мебели и других продуктов переработки древесины. С условием того, что производимые изделия отвечают техническим и эстетическим потребностям заказчика, тот не будет придираться к названиям использованных для этого пород.

Рекомендации: поставщики должны стремиться перерабатывать малоизвестные породы в такие готовые продукты и заготовки, как фанера, мебель, столярные изделия, профили, декинги и т. д. ещё до их экспорта, группируя виды, если это необходимо. С точки зрения потребителя названия видов, из которых изготовлена фанера или мебель, не важны, до тех пор, пока конечный продукт остаётся качественным и соответствующим своему назначению. То же самое можно сказать и о профилях — в некоторых случаях, и о ряде других готовых продуктов.

В некоторых случаях виды обладают техническими и/или эстетическими свойствами, которые весьма востребованы на рынке, но являются доступными только в ограниченных количествах.

Рекомендации: поставщики из одного региона должны работать совместно для того, чтобы сгруппировать похожие редкие, но высокоценные виды для обеспечения экономически эффективного производства. Плотные тропические породы, пригодные для декинга, являются хорошей иллюстрацией возможностей такого рода.


Источник: Пьер М. Декло, Оле Педерсен (независимые консультанты)
Полный доклад о состоянии французского рынка древесины