Libb.ru → Дорогой дом

Если верить сэру Чарльзу Дарвину, когда те существа, которым еще только надлежало стать нашими предками, умели только лазить по деревьям в поисках пищи они еще не были людьми. Когда они взяли в руки обломки ветвей и стали с их помощью добывать еду — они встали на путь эволюции. С тех пор история развития человечества неразрывно связана с деревом. Первый кров, первый огонь, первое оружие и орудия труда, первые транспортные средства и первые произведения искусства — все что ни делал человек, он все делал из дерева и при помощи дерева. Одни породы деревьев обожествляли, другие проклинали, третьи наделяли некими мистическими возможностями. Существует громадное количество легенд и поверий о свойствах деревьев, сложенных в различных уголках Земли. О взаимоотношениях человека и дерева можно говорить очень много, однако сегодня наша речь о самом дорогом и экзотическом — о красном дереве.

Понятие «красного дерева» появилось в Европе в эпоху Великих географических открытий, и имело тогда, как часто бывает в истории, совсем другое название — «черное дерево». Европейцам, привыкшим к своим традиционным породам, таким как бук, клен, ясень, дуб, вишня, — имеющим своеобразную текстуру и оттеночную гамму, но не обладающими столь ярким и оригинальным цветом, очень понравилась колониальная древесина, обладающая невероятно разнообразной цветовой гаммой — от темно-шоколадной до светло-оранжевой.

Моду на мебель из «черного дерева» ввел Людовик ХIY, который очень полюбил палисандр. С тех пор палисандром стали называть абсолютно разные породы экваториальных деревьев темного цвета, но неизменно ценили их за невероятную плотность, твердость и неповторимую красоту текстуры.

Особый расцвет красного (или черного — это уж как хотите) дерева и изделий из него — Викторианская эпоха. Как ни удивительно, именно англичане, беспощадные завоеватели и колонизаторы, сумели не только бережно сохранить, но и развить и преумножить традиции обработки экваториальной древесины и создали неповторимые образцы мебели и изделий из дерева. Именно Англии, с ее пасмурными и чопорными интерьерами, мы обязаны возникновением целого стиля, названного «колониальным» — стиля светлого, эклектичного и полного жизнеутверждающей энергетики. Видимо, все-таки, сама природа создает людей и растения, живущих рядом, похожими друг на друга, африканец познает мир не столько логически, как европеец, сколько эмоционально -интуитивно, вся африканская культура буквально напоена ритмом.

В Россию различные породы экзотической древесины изначально попадали из Европы и получили у нас название «красное дерево». С тех пор мода на различную древесину менялась неоднократно, но до сегодняшнего дня ни один дворцовый или аристократический интерьер невозможно представить без художественного паркета, состоящего как минимум из пяти- шести пород, мебели и предметов интерьера, выполненных из различных пород красного дерева. Однако, русские художники, архитекторы и декораторы на рубеже ХIХ и ХХ веков заставили по-новому взглянуть на возможности использования экзотических пород африканской древесины.

Весь европейский авангард очень многое взял от африканского искусства. Овалы лиц на портретах Модильяни, ломаные пропорции тел раннего Пикассо — это практически повторение африканских традиций, попытка зафиксировать внутренний ритм, текучий как само время. Петров-Водкин несколько лет провел в Африке, изучая африканское искусство. Модерн, эклектика, псевдо мавританский стиль — образцы великолепного использования экзотической древесины, ее своеобразной пластичности, оригинальности рисунка и текстуры.

В сегодняшней мебельной моде африканское дерево снова занимает лидирующие позиции. Законодатели моды — итальянцы — предлагают великолепные спальни из венге, кабинеты и библиотеки из сапели или меранти; немцы делают кухни в стиле хай-тек с фасадами из зебрано, замечательно сочетая его с титановыми и стеклянными элементами. Столешницы из тика, душевые кабины из ироко, и т. д. и т. п.

Попробуем разобраться во всем этом великолепии.

В тенденциях современной моды, использующей африканскую древесину, можно выделить три основных стиля — афро-деко, колониальный и этно-стиль.

Про колониальный стиль мы уже упоминали — это совершенная эклектика, сочетающая в себе интерьерные детали и предметы Африки, Америки, Индии и Юго-Восточной Азии. Философия стиля очень проста — хозяин бывал во многих странах, подолгу там жил и любит окружать себя полюбившимися ему предметами.

Этно-стиль чем-то походит на колониальный, однако стремиться к использованию максимально аутентичных вещей. Ритуальные маски, эбеновая скульптура, бенинская бронза здесь соседствует с авангардной живописью и максимальным использованием новейших технологий.

Арт-деко — стиль, который попытался взять на вооружение чисто африканское отношение к интерьеру. У экваториальных племен отношение к мебели было весьма своеобразным — зачастую кровать представляла собой глиняный постамент, на который стелили подстилку из соломы. Понятие стула вообще ввели европейцы, и очень долго стул как таковой считался предметом роскоши и даже поклонения — до сих пор существуют обычаи, когда при погребальной церемонии мебель покидает этот мир вместе с хозяином. Табурет африканцы зачастую делают специально очень невысоким и небольшим, дабы можно было носить его с собой за поясом. Практически вся африканская древесина очень плотная и крайне трудно обрабатывается, отсюда лаконичность формы любого предмета мебели, нарочитая кубичность предметов, массивность деталей. Стиль ар-деко вобрал в себя эти принципы — никаких излишеств, изяществ — столы это кубы, шкафы и комоды паралепипеды. Основной принцип стиля арт-деко — главное украшение в самой текстуре древесины, в комбинации пород. Соотношение горизонтальных радиальных рисунков венге и вертикальных зебрано — фирменный знак стиля ар-деко.

В чем же такие уж замечательные свойства экваториальной африканской древесины, что на протяжении стольких веков она признавалась и признается королевой древесины.

Одна из замечательных особенностей африканской древесины —

это ее возраст. Дело в том, что климатические условия Экваториальной Африки позволяют дереву жить очень долго, и за то время пока дерево растет, у него формируется ствол очень большой высоты и ширины. Известно много видов пород у которых в процессе роста корни начинают расти над землей и даже цепляться за чужие и собственные ветви. Это позволяет использовать в производстве большую часть ствола — корабельный лес ценился во все времена во всех странах, а теперь попробуйте представить себе корабельную сосну с шириной ствола 1,5 — 2 метра.

Практически неизменный климат, постоянные температурно-влажностные характеристики экватора, определенные свойства почв создали древесину, которая успешно спорит по многим своим свойствам с камнем и металлами (например из некоторых пород древесины делают подшипники для атомных реакторов именно потому, что металл не справляется с нагрузками). Кроме того, маятниковые колебания Земли в зоне экватора создают единственную в природе структуру волокон, так называемую свилеватость, которая отличает экваториальные деревья от всех остальных на планете.

Кроме небывалого разнообразия оттенков и цветов, удивительной и неповторимой структуры, африканские деревья обладают целым рядом физических, механических, биологических и химических свойств, которыми не может похвастаться ни одна древесина мира. Давайте попробуем рассмотреть некоторые области применения африканских пород деревьев.

Судостроение. Применяемая при постройке деревянных судов древесина изначально должна обладать стойкостью к агрессивным средам, быть не подвержена гниению, а поскольку современные яхты и катера во многом являются предметом роскоши — еще и красиво и эффектно выглядеть. Афрормозия, падук,ироко, махогон сапеле — вот лишь самые популярные породы, используемые при устройстве палуб, обшивки и надпалубных сооружений. Плотность этих древесин, определенные способы сушки и внутриклеточное строение обеспечивает длительный срок службы при непосредственном контакте с соленой морской водой и гарантирует от загнивания, разрушения древоточцами (корабельными червями), заплесневения и изменения цветовых характеристик.

Те же породы, в соответствии с их характеристиками с успехом используются при сооружении пирсов и причалов, однако стоит отметить еще одну породу — азобе. Эта древесина имеет такую плотность, что тонет в воде, что роднит ее со знаменитым эбеновым деревом — оно же черное дерево, однако значительно дешевле и легче в обработке. Из азобе делаются гидротехнические сооружения как надводные, так и подводные, в том числе свайные конструкции.

В конце 90-х годов ХХ века в Европе, в связи с общей тенденцией к максимальному использованию натуральных материалов и отказу от искусственных композитов, был придуман и вошел в моду так называемый декинг. Фактически это садовый паркет — любые настильные изделия, кладущиеся прямо на землю, без предварительной подготовки и гидроизоляции. Любые виды садовых дорожек, бассейны и окружающие их настилы, которые значительнее приятнее и теплее, чем плитка или камень, и не требуют гидрофумизации, основания и фундаментные элементы садовых и парковых строений, мостики и парковые лестницы — вот лишь немногие изделия, которые делаются из таких пород как ироко, падук, сапеле, азобе. Надо учитывать, что древесина не требует ни какой дополнительной обработки и лишь в декоративных целях иногда покрывается маслом, что, тем не менее, позволяет фирмам-изготовителям давать гарантию на изделия не менее 50-ти лет.

Так же вошли в моду террасные конструкции из ироко и сапеле. Любые горизонтальные покрытия, открытые дождям, ветрам и снегу будь то терраса или балкон, принято застилать деревом. Вслед за этим стали популярны практически любые элементы садовой архитектуры — беседки, перголы, решетки и т. д. стали делать из пород, не подверженных гниению, разрушению в силу природных воздействий. Здесь стоит отметить кроме уже названных пород самбу и ваву. Эти деревья, практически родственные, произрастающие в основном в Камеруне, Нигерии и на Береге Слоновой Кости, достигающие в высоту 45 метров при и диаметре ствола 1.5 метра обладают формоустойчивой, прочной древесиной, ровной текстурой от кремово-белого до бледно-желтого цвета. Эта древесина прекрасно переносит любые превратности европейской погоды от севера до юга, великолепно декорируется, и в отличие от многих африканских пород, замечательно обрабатывается. Кроме того, эта древесина очень легкая, что позволило использовать ее во многих мебельных изделий.

Уже упоминавшееся стремление к естественности и эколгичности материалов, формирующих жилую среду человека, породило тенденцию к максимальному использованию натуральной древесины в современном интерьере. Однако, в силу целого ряда физических и механических свойств древесины стили, в которых могла бы использоваться только натуральная древесина, были весьма ограничены. И тут на помощь европейским мебельщикам снова пришла африканская экваториальная древесина.

Выше мы уже упоминали о таких породах как самба и вава. Родная сестра этих пород — абаши — давно и широко известно и в России и в Европе. Дело в том, что абаши обладает очень низкой теплопроводностью, поэтому ее уже с середины ХХ века с успехом используют при изготовлении саун — полки, ограждения, полы и вагонка из абаши при температуре окружающей среды более 100 градусов по Цельсию держат собственную температуру не более 35 градусов. (Кстати, в строительстве элитных саун в последнее время, в моду входят и другие "красные«породы — макоре, меранти, сапеле). Однако, вернемся к мебели. В конце ХХ столетия перед европейскими мебельщиками встала серьезная проблема — потребители больше не хотели жить в интерьерах, содержащих фромальдегидные смолы, а традиционные породы не позволяли изготавливать изделия из древесины в таких стилях как, например, хай-тек или модерн. Дело в том, что мебельный деревянный фасад традиционно изготавливался с применением филенчатой конструкции. Древесина дерева самба практически не обладает внутренним напряжением, что позволило отказаться от использования филенки и обвязки при изготовлении мебельного фасада. Кроме того физические характеристики этой древесины гарантируют такую конструкцию от корабления или растрескивания — того, что обычно пугает потребителя при приобретении изделий из натурального дерева. Такая мебель необходима людям с аллергическими реакциями и детям. Кроме того, в изделиях из этой древесины не выживают такие вечные враги одежды из натуральных материалов, как моль и домашние муравьи. Самба великолепно тонируется в любые цвета и оттенки, что позволяет ее сочетать с любыми натуральными материалами — стеклом, металлом, камнем. Очевидно революционным стало использование этой древесины при изготовлении шкафов-купе — ни одна другая из традиционных древесин не позволила бы изготовить несущие двери высотой более 2 метров.

Пример с самбой — лишь частный случай открытия свойств экваториальной африканской древесины в конце ХХ века. Мода на Африку — это не только поветрие, это попытка европейцев пойти по пути единения с природой, вернуться к истокам.

Области применения африканской древесины в современном дизайне очень широки и определяются грамотным подходом производителей к знанию и умению использовать исключительные свойства различных пород. Практически любая мебель, лестницы, массивная паркетная доска, стеновые панели, колонны, капители, потолочные конструкции — любой интерьер может быть украшен изделиями из африканских пород.

Необходимо сделать еще одно замечание — существует стойкое заблуждение у российского покупателя, что изделия из красного дерева, это обязательно изыскано и очень дорого. В этом утверждении верна только первая половина фразы, так как уже сегодня на складах компаний, торгующих африканской древесиной в России можно насчитать не менее 10 — 15 пород, которые либо равны по стоимости, либо соотносимы с такими, традиционно российскими породами, как дуб, бук или вишня.

О возможностях применения красной древесины при отделке Ваших интерьеров мы попробуем поговорить в дальнейшем, однако хотелось бы пожелать Вам, что бы Вы знали, что такая древесина существует и она в состоянии удовлетворить самые прихотливые требования потребителя.


Толстов Игорь Анатольевич,

ведущий специалист отдела продаж ООО «Ричвуд»,

tia@richwood.ru