Libb.ru → Дорогой дом
Если верить сэру Чарльзу Дарвину, когда те существа, которым еще только надлежало стать нашими предками, умели только лазить по деревьям в поисках пищи они еще не были людьми. Когда они взяли в руки обломки ветвей и стали с их помощью добывать еду они встали на путь эволюции. С тех пор история развития человечества неразрывно связана с деревом. Первый кров, первый огонь, первое оружие и орудия труда, первые транспортные средства и первые произведения искусства все что ни делал человек, он все делал из дерева и при помощи дерева. Одни породы деревьев обожествляли, другие проклинали, третьи наделяли некими мистическими возможностями. Существует громадное количество легенд и поверий о свойствах деревьев, сложенных в различных уголках Земли. О взаимоотношениях человека и дерева можно говорить очень много, однако сегодня наша речь о самом дорогом и экзотическом о красном дереве.
Понятие «красного дерева» появилось в Европе в эпоху Великих географических открытий, и имело тогда, как часто бывает в истории, совсем другое название «черное дерево». Европейцам, привыкшим к своим традиционным породам, таким как бук, клен, ясень, дуб, вишня, имеющим своеобразную текстуру и оттеночную гамму, но не обладающими столь ярким и оригинальным цветом, очень понравилась колониальная древесина, обладающая невероятно разнообразной цветовой гаммой от темно-шоколадной до светло-оранжевой.
Моду на мебель из «черного дерева» ввел Людовик ХIY, который очень полюбил палисандр. С тех пор палисандром стали называть абсолютно разные породы экваториальных деревьев темного цвета, но неизменно ценили их за невероятную плотность, твердость и неповторимую красоту текстуры.
Особый расцвет красного (или черного это уж как хотите) дерева и изделий из него Викторианская эпоха. Как ни удивительно, именно англичане, беспощадные завоеватели и колонизаторы, сумели не только бережно сохранить, но и развить и преумножить традиции обработки экваториальной древесины и создали неповторимые образцы мебели и изделий из дерева. Именно Англии, с ее пасмурными и чопорными интерьерами, мы обязаны возникновением целого стиля, названного «колониальным» стиля светлого, эклектичного и полного жизнеутверждающей энергетики. Видимо, все-таки, сама природа создает людей и растения, живущих рядом, похожими друг на друга, африканец познает мир не столько логически, как европеец, сколько эмоционально -интуитивно, вся африканская культура буквально напоена ритмом.
В Россию различные породы экзотической древесины изначально попадали из Европы и получили у нас название «красное дерево». С тех пор мода на различную древесину менялась неоднократно, но до сегодняшнего дня ни один дворцовый или аристократический интерьер невозможно представить без художественного паркета, состоящего как минимум из пяти- шести пород, мебели и предметов интерьера, выполненных из различных пород красного дерева. Однако, русские художники, архитекторы и декораторы на рубеже ХIХ и ХХ веков заставили
Весь европейский авангард очень многое взял от африканского искусства. Овалы лиц на портретах Модильяни, ломаные пропорции тел раннего Пикассо это практически повторение африканских традиций, попытка зафиксировать внутренний ритм, текучий как само время. Петров-Водкин несколько лет провел в Африке, изучая африканское искусство. Модерн, эклектика, псевдо мавританский стиль образцы великолепного использования экзотической древесины, ее своеобразной пластичности, оригинальности рисунка и текстуры.
В сегодняшней мебельной моде африканское дерево снова занимает лидирующие позиции. Законодатели моды итальянцы предлагают великолепные спальни из венге, кабинеты и библиотеки из сапели или меранти; немцы делают кухни в стиле хай-тек с фасадами из зебрано, замечательно сочетая его с титановыми и стеклянными элементами. Столешницы из тика, душевые кабины из ироко, и т. д. и т. п.
Попробуем разобраться во всем этом великолепии.
В тенденциях современной моды, использующей африканскую древесину, можно выделить три основных стиля афро-деко, колониальный и этно-стиль.
Про колониальный стиль мы уже упоминали это совершенная эклектика, сочетающая в себе интерьерные детали и предметы Африки, Америки, Индии и Юго-Восточной Азии. Философия стиля очень проста хозяин бывал во многих странах, подолгу там жил и любит окружать себя полюбившимися ему предметами.
Этно-стиль
Арт-деко стиль, который попытался взять на вооружение чисто африканское отношение к интерьеру. У экваториальных племен отношение к мебели было весьма своеобразным зачастую кровать представляла собой глиняный постамент, на который стелили подстилку из соломы. Понятие стула вообще ввели европейцы, и очень долго стул как таковой считался предметом роскоши и даже поклонения до сих пор существуют обычаи, когда при погребальной церемонии мебель покидает этот мир вместе с хозяином. Табурет африканцы зачастую делают специально очень невысоким и небольшим, дабы можно было носить его с собой за поясом. Практически вся африканская древесина очень плотная и крайне трудно обрабатывается, отсюда лаконичность формы любого предмета мебели, нарочитая кубичность предметов, массивность деталей. Стиль
В чем же такие уж замечательные свойства экваториальной африканской древесины, что на протяжении стольких веков она признавалась и признается королевой древесины.
Одна из замечательных особенностей африканской древесины
это ее возраст. Дело в том, что климатические условия Экваториальной Африки позволяют дереву жить очень долго, и за то время пока дерево растет, у него формируется ствол очень большой высоты и ширины. Известно много видов пород у которых в процессе роста корни начинают расти над землей и даже цепляться за чужие и собственные ветви. Это позволяет использовать в производстве большую часть ствола корабельный лес ценился во все времена во всех странах, а теперь попробуйте представить себе корабельную сосну с шириной ствола 1,5 2 метра.
Практически неизменный климат, постоянные температурно-влажностные характеристики экватора, определенные свойства почв создали древесину, которая успешно спорит по многим своим свойствам с камнем и металлами (например из некоторых пород древесины делают подшипники для атомных реакторов именно потому, что металл не справляется с нагрузками). Кроме того, маятниковые колебания Земли в зоне экватора создают единственную в природе структуру волокон, так называемую свилеватость, которая отличает экваториальные деревья от всех остальных на планете.
Кроме небывалого разнообразия оттенков и цветов, удивительной и неповторимой структуры, африканские деревья обладают целым рядом физических, механических, биологических и химических свойств, которыми не может похвастаться ни одна древесина мира. Давайте попробуем рассмотреть некоторые области применения африканских пород деревьев.
Судостроение. Применяемая при постройке деревянных судов древесина изначально должна обладать стойкостью к агрессивным средам, быть не подвержена гниению, а поскольку современные яхты и катера во многом являются предметом роскоши еще и красиво и эффектно выглядеть. Афрормозия, падук,ироко, махогон сапеле вот лишь самые популярные породы, используемые при устройстве палуб, обшивки и надпалубных сооружений. Плотность этих древесин, определенные способы сушки и внутриклеточное строение обеспечивает длительный срок службы при непосредственном контакте с соленой морской водой и гарантирует от загнивания, разрушения древоточцами (корабельными червями), заплесневения и изменения цветовых характеристик.
Те же породы, в соответствии с их характеристиками с успехом используются при сооружении пирсов и причалов, однако стоит отметить еще одну породу азобе. Эта древесина имеет такую плотность, что тонет в воде, что роднит ее со знаменитым эбеновым деревом оно же черное дерево, однако значительно дешевле и легче в обработке. Из азобе делаются гидротехнические сооружения как надводные, так и подводные, в том числе свайные конструкции.
В конце
Так же вошли в моду террасные конструкции из ироко и сапеле. Любые горизонтальные покрытия, открытые дождям, ветрам и снегу будь то терраса или балкон, принято застилать деревом. Вслед за этим стали популярны практически любые элементы садовой архитектуры беседки, перголы, решетки и т. д. стали делать из пород, не подверженных гниению, разрушению в силу природных воздействий. Здесь стоит отметить кроме уже названных пород самбу и ваву. Эти деревья, практически родственные, произрастающие в основном в Камеруне, Нигерии и на Береге Слоновой Кости, достигающие в высоту 45 метров при и диаметре ствола 1.5 метра обладают формоустойчивой, прочной древесиной, ровной текстурой от кремово-белого до бледно-желтого цвета. Эта древесина прекрасно переносит любые превратности европейской погоды от севера до юга, великолепно декорируется, и в отличие от многих африканских пород, замечательно обрабатывается. Кроме того, эта древесина очень легкая, что позволило использовать ее во многих мебельных изделий.
Уже упоминавшееся стремление к естественности и эколгичности материалов, формирующих жилую среду человека, породило тенденцию к максимальному использованию натуральной древесины в современном интерьере. Однако, в силу целого ряда физических и механических свойств древесины стили, в которых могла бы использоваться только натуральная древесина, были весьма ограничены. И тут на помощь европейским мебельщикам снова пришла африканская экваториальная древесина.
Выше мы уже упоминали о таких породах как самба и вава. Родная сестра этих пород абаши давно и широко известно и в России и в Европе. Дело в том, что абаши обладает очень низкой теплопроводностью, поэтому ее уже с середины ХХ века с успехом используют при изготовлении саун полки, ограждения, полы и вагонка из абаши при температуре окружающей среды более 100 градусов по Цельсию держат собственную температуру не более 35 градусов. (Кстати, в строительстве элитных саун в последнее время, в моду входят и другие "красные«породы макоре, меранти, сапеле). Однако, вернемся к мебели. В конце ХХ столетия перед европейскими мебельщиками встала серьезная проблема потребители больше не хотели жить в интерьерах, содержащих фромальдегидные смолы, а традиционные породы не позволяли изготавливать изделия из древесины в таких стилях как, например, хай-тек или модерн. Дело в том, что мебельный деревянный фасад традиционно изготавливался с применением филенчатой конструкции. Древесина дерева самба практически не обладает внутренним напряжением, что позволило отказаться от использования филенки и обвязки при изготовлении мебельного фасада. Кроме того физические характеристики этой древесины гарантируют такую конструкцию от корабления или растрескивания того, что обычно пугает потребителя при приобретении изделий из натурального дерева. Такая мебель необходима людям с аллергическими реакциями и детям. Кроме того, в изделиях из этой древесины не выживают такие вечные враги одежды из натуральных материалов, как моль и домашние муравьи. Самба великолепно тонируется в любые цвета и оттенки, что позволяет ее сочетать с любыми натуральными материалами стеклом, металлом, камнем. Очевидно революционным стало использование этой древесины при изготовлении шкафов-купе ни одна другая из традиционных древесин не позволила бы изготовить несущие двери высотой более 2 метров.
Пример с самбой лишь частный случай открытия свойств экваториальной африканской древесины в конце ХХ века. Мода на Африку это не только поветрие, это попытка европейцев пойти по пути единения с природой, вернуться к истокам.
Области применения африканской древесины в современном дизайне очень широки и определяются грамотным подходом производителей к знанию и умению использовать исключительные свойства различных пород. Практически любая мебель, лестницы, массивная паркетная доска, стеновые панели, колонны, капители, потолочные конструкции любой интерьер может быть украшен изделиями из африканских пород.
Необходимо сделать еще одно замечание существует стойкое заблуждение у российского покупателя, что изделия из красного дерева, это обязательно изыскано и очень дорого. В этом утверждении верна только первая половина фразы, так как уже сегодня на складах компаний, торгующих африканской древесиной в России можно насчитать не менее 10 15 пород, которые либо равны по стоимости, либо соотносимы с такими, традиционно российскими породами, как дуб, бук или вишня.
О возможностях применения красной древесины при отделке Ваших интерьеров мы попробуем поговорить в дальнейшем, однако хотелось бы пожелать Вам, что бы Вы знали, что такая древесина существует и она в состоянии удовлетворить самые прихотливые требования потребителя.